Итак, распределение глаголов по трем группам спряжения — видимо, самая удобная классификация, и всё же она имеет существенные недостатки. Как же ещё можно распределить глаголы по типам спряжения?
Есть и другие предложения по классификации французских глаголов. Рассмотрим сейчас принцип распределения глаголов по типам спряжения в зависимости от изменений в корне. А если вам никак не даются глаголы и вы постоянно вспоминаете формы, когда говорите, и делаете ошибки, приглашаю вас на курс «Спряжение глаголов в présent».
Хотите записаться на курс по отработке спряжения глаголов в présent? Напишите мне на fra7220@gmail.com
Перед тем, как начинать, полезно ответить на вопрос: а почему вообще сложно спрягать глаголы? Ведь окончаний не так уж много. В первой группе, как мы помним, -e, -es, -e, -ons, -ez, -ent. Во второй: -s, -s, -t, -ons, -ez, -ent. В третьей — то же самое! Только несколько глаголов (vouloir, pouvoir) с местоимениями je, tu имеют не окончание -s, a -x.
Видов окончаний очень мало! Для местоимений nous, vous, ils окончания практически всегда одинаковы. Для местоимений je, tu, il — всего три набора окончаний.
Конечно, эти закономерности нарушаются из-за неправильных глаголов. Так, один глагол имеет для местоимения nous окончание не -ons, а другое. Это глагол être — nous sommes. Три глагола имеют с местоимением vous окончание -es вместо -ez.
Dire — vous dites
Être — vous êtes
Faire — vous faites
Четыре глагола с местоимением ils имеют окончание -ont вместо -ent.
Avoir — ils ont
Être — ils sont
Aller — ils vont
Faire — ils font
Но эти исключения затрагивают в основном только «самые неправильные» глаголы. А вообще, окончаний глаголов совсем мало. Так почему же тяжело выучить спряжение?
Потому что проблема не в окончаниях, а в основах. То отпадает какая-то буква, то добавляется -s- или -ss-, то вообще меняется гласный в корне, например: devoir — je dois — nous devons. Именно это и сложно запомнить, а вовсе не окончания.
Потому возникла идея анализировать не окончания, а основы глаголов при спряжении. И тут выяснилось кое-что интересное.
Проспрягаем несколько глаголов. А спряжение запишем не в столбик, а в два столбика: отдельно единственное и множественное число.
Parler
Lever
Écrire
Voir
Devoir
Четыре неправильных глагола — avoir, être, aller, faire — мы в этой системе рассматривать не будем. Эти исключения действительно лучше просто выучить. А вот об остальных глаголах стоит поговорить. У меня есть, кстати, видео на эту тему, если вам так удобнее.
Итак, вот спряжение глагола parler. Что мы тут видим?
А ничего. Это у нас правильный глагол. При спряжении основа у него не меняется вообще никак. Основа parl- повторяется во всех формах.
Между прочим, так бывает не только с глаголами первой группы. У глагола attendre повторяется одна основа attend- (с местоимением il окончание нулевое), так что все глаголы на -endre, -ondre тоже относятся к этому типу, а также courir, глаголы на -frir, -vrir и некоторые другие.
Теперь lever.
По традиционной классификации это глагол первой группы. Однако его спряжение, а также спряжение всех подобных глаголов, стабильно вызывает трудности у учеников, потому что основа изменяется в зависимости от формы: то есть «чёрточка» (je lève), то её нет (nous levons).
На примере этого глагола мы видим, что изменение в корне может зависеть от того, находится ли корень под ударением или нет. Под ударением будет один гласный звук, без ударения — другой. Тут меняется именно гласный. Подобных глаголов много.
Давайте в нашем спряжении обведем те формы, где корень находится под ударением и, соответственно, е меняется на è. Это формы местоимений je, tu, il, ils.
Если их обвести, получится фигура, похожая на ботинок. Поэтому многие преподаватели в своих объяснениях называют эти глаголы «ботинки» или «сапоги». Теперь вы знаете, что такое глагол-ботинок
Давайте пойдём дальше рассмотрим глагол écrire.
У него тоже не всё в порядке с основой: при спряжении во множественном числе появляется -v-. В единственном числе -v- нет, а во множественном есть. Если выделить на рисунке одинаковые основы, нам придётся отдельно обвести первый столбик — единственное число и второй столбец — множественное.
Как и у глаголов типа lever, у глагола écrire при спряжении получается две разных основы. Но только распределяются они по-другому: на ботинок совсем не похоже. Просто сначала идут три одинаковых основы, а потом три других. В своих объяснениях я обычно называю такие глаголы «3/3».
Как видите, изменение основы у глаголов может зависеть не только от того, ударный корень или нет. Оно может зависеть просто от числа: одна основа в единственном числе, другая — во множественном. По такой схеме сопрягается очень много глаголов: вся вторая группа, глаголы типа partir, глаголы на -aître, -eindre, -aindre, -oindre; savoir, mettre, lire…
Посмотрим теперь глагол voir. Что мы видим?
Ботинок! Так что ботинками могут быть глаголы не только первой группы, но и третьей: voir, croire…
И, наконец, проанализируем глагол devoir.
Очень интересный глагол! Если приглядеться внимательно, спряжение этого глагола объединяет в себе черты ботинка и 3/3!
С одной стороны, под ударением в корне меняется гласный и отличается от того гласного, что был в основе: oi вместо e. С другой стороны, в единственном числе у нас отпадает от основы согласный v, но возвращается во множественном числе.
Объединившись, типы спряжения ботинок и 3/3 дали ещё один тип, где уже при спряжении мы имеем дело с тремя разными основами! При этом всегда для местоимений je, tu, il идёт одна основа, далее другая для местоимений nous, vous и третья только в одной форме: с местоимением ils.
По такой схеме с тремя основами сопрягаются всего несколько глаголов, но очень употребительных: prendre и его производные, devoir, vouloir, pouvoir, recevoir, apercevoir, boire…
Вот, собственно, и все схемы с основами, которые возможны во французском, если, конечно, не считать исключения с 4+ основами: avoir, être, aller, faire.
А это значит, что во французском языке всё-таки ЕСТЬ СИСТЕМА!
Основы у глаголов: либо совсем не изменяются, либо изменяются по схеме ботинок, либо 3/3, либо ботинок + 3/3. Это всё!
Какие выводы можно сделать?
1. В первых трёх формах (je, tu, il) основа всегда одна и та же! И читаются они одинаково.
2. Формы nous и vous совпадают у всех глаголов, за исключением être, dire, faire.
3. Если во множественном числе добавляется к основе какой-нибудь согласный звук, он будет во всех формах множественного числа (за исключением dire и четырёх неправильных).
4. Если гласный в форме je отличается от инфинитива (je dois от devoir), то по принципу ботинка этот же гласный повторится в формах je, tu, il, ils (за исключением глагола prendre, где в единственном числе носовой звук, в форме ils — чистый Э: ils prennent).
Возможно, вы увидите другие закономерности.
А теперь вы можете проанализировать известные вам глаголы и распределить их по типам спряжения. Рекомендую в таблице написать их в таком порядке: сначала колонка глаголов с одной основой, далее с двумя 3/3, далее две основы по типу ботинка, далее 3 основы, далее исключения с 4 и более основами.
А что же делать с глаголом dire? Я включила его в группу глаголов с двумя основами 3/3, но со звёздочкой.
На самом деле у глагола dire три основы: di- в формах je, tu, il, dis- для nous, ils, dit- для vous. Однако по схеме распределения основ он совершенно не похож на глаголы с тремя основами, где одна форма для nous, vous и иная для ils. Dire в любом случае следует отметить как исключение. И всё же логичнее включить его к глаголам 3/3, а почему — узнаете из статьи «Спряжение глаголов в subjonctif présent : закономерности» на сайте nv-barabanova.ru.