Как и зачем я учу язык. Над чем стоит подумать

Этот опросник об изучении языка я подготовила для своих учеников, а также для всех, кто хочет подумать: а зачем, собственно, я изучаю иностранный язык? Что мне это даёт? Что я хочу получить? И как мне сделать, чтобы учиться было легче, интереснее, эффективнее?

Я не прошу учеников поделиться со мной результатами: многие вопросы могут показаться личными. Возможно, кто-то посчитает, что некоторые ответы могут выставить его не в лучшем свете (например, кто-то может испытывать неловкость, поняв, что он учит язык, чтобы хвастаться этим перед друзьями). Поэтому я своим ученикам предлагаю познакомить меня с ответами ТОЛЬКО по желанию, и не обязательно это должны быть ответы на все вопросы. Те, кто учится у меня очно или заочно, могут прислать мне написанные ответы, или наговорить ответы на диктофон — в этом случае я постараюсь дать рекомендации именно для конкретного ученика.

Однако гораздо важнее, если вы просто честно ответите на эти вопросы сами себе. Это обязательно подскажет вам, возможно, не сразу, а через некоторое время, как сделать так, чтобы учить язык с большим удовольствием и с лучшим результатом.

Итак, вот вопросы для вас.

Зачем вы сейчас учите иностранный язык?

Постарайтесь ответить на вопрос как можно подробнее.

Если вы отвечаете, например, «для себя», то объясните себе: что это значит? Что именно вы хотите получить? Например, как-то повысить свой статус? Ощущать, что вы культурно проводите досуг? Или просто вам приятен сам процесс работы, все эти тексты, упражнения? М. б. вам интересна страна, где говорят на этом языке, или какая-нибудь знаменитость, для которой этот язык — родной? А почему… и так далее. Докапывайтесь до сути.

Если «для путешествий», то, опять же, что это значит? Вы хотите общаться в путешествиях — зачем? Чтобы не зависеть от кого-то (переводчика, гида). Или чтобы легче приобретать друзей среди местных жителей? Или чтобы не чувствовать себя неловко, если придётся объясняться жестами?

«Для работы» — что значит? Язык поможет вам построить карьеру? Быть в лучших отношениях с руководством?..

Хотите ли вы действительно сейчас учить язык?

Вы ответили на первый вопрос и поняли, для чего на самом деле вы учите иностранный язык.

А теперь подумайте: если бы вы могли достичь того же результата, но каким-нибудь другим способом, что бы вы выбрали? Учить язык или этот другой способ?

Как вы думаете, сколько ещё вы будете учить язык? Когда вы решите прервать обучение?

Или пока не планируете останавливаться?

Вспомните уроки иностранного языка в школе, в университете, на курсах, с преподавателями.

Как они проходили?

Что вам нравилось на этих уроках?

Что вам не нравилось?

Были ли приятные ситуации на этих уроках? Например, у вас что-то особенно хорошо получилось, вы сделали интересный доклад и т. п.? Вас похвалили или ваши коллеги по группе восхитились вами?

Были ли какие-то неловкие ситуации на этих уроках? Например, преподаватель задал неудобный вопрос, или слишком ругал вас за не сделанное д\з?

Какие упражнения из тех, что вы делали по иностранному языку, вам нравятся? Какие вы делаете с удовольствием?

И какие не нравятся, какие вы делаете через силу?

Порассуждаем о стратегиях.

Какие вы знаете методы обучения языку? Возможно, вы слышали, что есть так называемые традиционный и коммуникативный метод. Или ещё какие-то? Можете ли вы объяснить, что они собой представляют?

Как вы думаете, возможно ли выучить язык без упражнений по грамматике, по переводу? «Так, как учат язык дети»? Или какими-нибудь ещё методами «без зубрёжки»? Есть ли у вас знакомые, которые выучили язык именно таким способом?

Что вы думаете о занятиях, где используется только иностранный язык? Они эффективнее обычных?

Перейдём к практике.

Когда вы занимаетесь языком? Утром, днем, вечером?…

А когда хотели бы заниматься?

Если хотите ответить на вопрос ещё шире, попробуйте вообще представить свой идеальный день. Что вы будете делать и где будет место для изучения языка?

Как и где вы занимаетесь языком? Дома, в метро, на работе? А как и где хотели бы заниматься?

Как организованы ваши занятия? То есть, вы учитесь самостоятельно, или с репетитором, или в группе?

А как хотели бы? Всё ли вас устраивает?

Какие у вас материалы по языку? Учебник — вы купили, распечатали или пользуетесь электронной версией? У вас тетрадь или вы печатаете упражнения в редакторе?

А как бы вы хотели? Важно ли вам, чтобы материалы были красивые, аккуратные? Хочется ли красивую тетрадку, как-то украсить свои записи?

И немного о целях и результатах.

Представьте себе, что вы достигли желаемого уровня в языке. Как вы будете его использовать? Что хорошего, приятного может произойти с вами благодаря языку?

И теперь, когда вы ответили себе на эти вопросы — желательно письменно или наговорить на диктофон… оставьте на время свои ответы. А через несколько дней, например, попробуйте их проанализировать.

Я думаю, вы сами всё поймёте. Если у вас желаемое сильно расходится с тем, что вы делаете на самом деле, то думайте, что и как можно поменять. А если по ответам выходит, что вас всё устраивает, продолжайте в том же духе! Для тех из своих учеников, кто решит прислать мне свои ответы, я дам рекомендации, но, поверьте, они даже менее ценны, чем ваши собственные идеи, которые обязательно появятся, когда вы взглянете на свой процесс обучения со стороны.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.