Сравнительно недавно разделы productions на DELF-DALF стали оцениваться по другой оценочной шкале. Что это означает для тех, кто готовится к экзаменам?
Разберем этот момент на примере оценки работ В2.
Итак, как выглядела старая оценочная шкала?
Мы видим здесь 10 критериев, по которым экзаменаторы оценивали работу. Пять критериев относятся, грубо говоря, к содержанию (об этом у меня на сайте есть подробная статья), и пять — к языку: лексике и грамматике.
А вот как выглядит новая система оценивания письменной работы В2.
На что обратить внимание?
1. Вместо десяти критериев мы видим здесь только пять. Из них три первых относятся к «содержанию» и два оставшихся — к качеству языка.
2. Шкала оценок за каждый критерий сокращена: если в старой схеме были критерии, за которые можно было поставить от 0 до 3 и даже до 4 баллов с шагом в 0,5 (то есть у оценивающего было по 7-9 вариантов оценки: 0, 0,5, 1, 1,5 и т. д.), то теперь по каждому критерию есть только 4 возможных оценки: это 0, 1, 3 или 5.
3. Сами критерии сформулированы по-другому.
Что всё это означает?
Самое главное вот что. ТРЕБОВАНИЯ к вам не изменились. Вы по-прежнему должны написать текст, в котором будут ваши мысли, аргументы и примеры, иллюстрирующие эти аргументы. По-прежнему вы должны адаптировать текст исходя из того, кому вы пишете (мэру, преподавателю, сообщение на форум и т. п.). По-прежнему текст должен быть логичен и связен, разделен на абзацы, следует использовать слова-связки (коннекторы).
Так как критериев стало меньше, получилось так, что несколько старых критериев объединили. Я бы сказала, что новый критерий Réalisation de la tâche объединяет в себе прежние Respect de la consigne, capacité à présenter des faits, capacité à argumenter. Второй новый критерий — Cohérence et cohésion — соответствует аналогичному в старой системе. Третий — Adéquation sociolinguistique — примерно соответствует прежнему Correction sociolinguistique, хотя новый критерий глубже: тут больше внимания обращается на стиль письма, на аргументы — насколько они могут быть интересны адресату.
В Lexique в новой таблице объединены три прежних критерия, которые касаются лексики. И, соответственно, Morphosyntaxe соответствует двум старым критериям раздела Compétence grammaticale.
Итак, как мы видим, в новой системе критериев меньше и они объединяют в себе по несколько критериев из старой таблицы.
Еще раз повторю, требования не изменились. Критерии ПО СУТИ те же самые, просто они сформулированы по-другому и более ёмко.
Из всего этого я бы сделала следующие выводы.
Во-первых, мне кажется, что новая система оценки сложнее для понимания. На мой взгляд, когда критериев больше и они более конкретны, готовиться проще. Возможно, конечно, это просто дело привычки.
Во-вторых, нет ничего страшного в том, чтобы готовиться к экзаменам, используя старые критерии оценки, пока еще, возможно, недостаточно материалов с новыми. Еще раз: требования те же, критерии по сути те же. Другие теперь формулировки и система.
В-третьих, у экзаменатора меньше вариантов выбора оценки. Это значит, на мой взгляд, что оценивать вашу работу будут более грубо и приближенно. Хорошо ли это? Кому как повезет. Кого-то оценят выше, чем могли бы раньше, кого-то ниже.