wordpress themes.

Трудности на ОГЭ и ЕГЭ по французскому, связанные не только с языком

Есть такое правило: на ОГЭ или ЕГЭ по соответствующему предмету нужно проверять только знания по этому предмету.

Например, нельзя включать в экзамен по русскому языку вопросы по истории и т.д.

Иностранные языки стоят особняком. Потому что так или иначе, какие-то культурные знания, какая-то эрудиция нужна, чтобы сдать эти экзамены.

Хорошо это или плохо? Честно, не знаю. Давайте думать.

Ну например, есть вопрос к одному из текстов, когда по словосочетанию «незадолго до рождества» нужно сделать вывод, что события происходят зимой. Формально же этот вопрос не имеет права на существование, потому что знание о том, когда имеет место рождество, не имеет ничего общего со знанием французского языка. Это знание культуры.

Можно сказать, что это придирки. Ну в самом деле, абсолютно все знают дату рождества, как и то, что Москва — столица России и тому подобные вещи.

С другой стороны, так как баллы по ЕГЭ очень важны, я бы все же высказалась за неукоснительное соблюдение правил при составлении заданий. Потому что иначе размывается грань того, что можно спрашивать, а что нельзя. Если в тексте «незадолго до рождества» заменить на «незадолго до праздника богоявления», будет ли вопрос столь же лёгким? А «национальный праздник» можно использовать? 

Другим выходом было бы открыто включить в экзамен некие знания по «страноведению». Это логично, потому что, изучая язык, нужно изучать и культуру, где этот язык используется. Но с другой стороны, кто и как определит объём требуемых знаний?

Другой пример касается ОГЭ. Я крайне отрицательно отношусь к тому, что устную часть с живым экзаменатором заменили на устную часть с компьютером. И вот почему.

Одно из заданий — так называемый диалог-расспрос. Ученик слышит записанные заранее 6 вопросов и должен по очереди ответить на них. Слушать вопросы и отвечать на них надо по одному. То есть нельзя услышать сразу все и потом отвечать.А теперь приведу пример, какие могут быть вопросы.

*Сколько вам лет?

Кто ваш любимый художник?

Почему вам нравятся его картины?

Вы часто ходите в музеи, где есть картины этого художника?

Почему, как вы считаете, нужно интересоваться живописью?

Какой совет вы бы дали другу, который хочет познакомиться с культурой вашей страны?*

Так вот, обратите внимание, что на второй вопрос нельзя ответить «никто» или «я не знаю художников» (это не такая уж и редкость, к сожалению, среди школьников, но мы сейчас должны оценить их знания по французскому, а не по общей культуре). 

Не ответив на вопрос 2, вы не сможете ответить на вопросы 3 и 4. А это неправильно.

Если задаются вопросы, ученик должен иметь право дать любой ответ, в том числе ответ, что он не знаком с данной сферой, которая не имеет отношения к французскому. В конце концов, если нужно проверить, знает ли ученик слова «картина, музей, наследие», живой экзаменатор мог бы сделать это легко даже при условии, что ученик ни разу не был в музее. А вот такие предзаписанные вопросы просто выбивают тех, кто «не угадал» ожидаемый ответ.

А если позволить себе впасть в демагогию, могу привести ещё более понятный пример. На вопрос «У вас есть семья?» подавляющее большинство учеников ответит «да». К сожалению, есть и меньшинство, которое ответит «нет», а им тоже надо как-то пробиваться в жизни. Интересно, как они отвечают на серию вопросов:

У вас есть семья?

Расскажите о вашей семье.

Как вы проводите время с семьёй?

Вам нравится путешествовать с вашей семьей?

И так далее.

Вообще всё это задание вот в таком виде мне не нравится. Мне кажется, интересно было бы провести исследование насчёт того, кто срезается на этом задании и почему. У меня есть подозрение, что не справляются в основном потому, что не вписываются в образ ученика, придуманный составителями этих вопросов.Ну или просто не понимают вопросы, а это уже, конечно, проблема знания языка.

Также много неудачных вопросов к текстам. Приведу пример.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

*Жан-Кристоф — подросток 14 лет. Он начинающий музыкант. Так получилось, что уже в столь юном возрасте он должен содержать семью. Он работает целый день: даёт уроки музыки, играет в оркестре… Он не хочет, чтобы кто-то помогал ему, хотя жизнь его тяжёлая. Он работает с раннего утра до позднего вечера. При этом он продолжает сам учиться музыке, потому что хочет стать профессиональным музыкантом.*

Вопрос.

Из данного текста следует, что Жан-Кристоф — юноша…

а) амбициозный

б) трудолюбивый

в) гордый

Это реальный пример с ФИПИ. Текст я сократила, но, думаю, проблема понятна.

К сожалению, некорректные вопросы встречаются как в ОГЭ, так и в ЕГЭ. Это я ещё не привожу примеры, где нужно поставить глаголы в «правильном» времени. Что делать?

Честно говоря, не знаю. Проблема подготовки к ЕГЭ не только в том, что много вот таких вопросов, на которые не дашь один ответ, но и в том, что мне нужно развить уровень ученика… но, как бы цинично это ни звучало, развить НЕ СЛИШКОМ СИЛЬНО, иначе он начнет умничать и искать подвох в примитивных вопросах. По принципу: ну нет, это не может быть так просто.

На самом деле может.

И ещё интересный факт. Когда-то я проходила курсы повышения квалификации, в том числе говорили там и о ЕГЭ. Приведена статистика, касающаяся ЕГЭ по биологии. Несколько лет после введения ЕГЭ на биофак поступали в основном хорошисты. Отличники отсеивались, набирая меньше баллов. Слишком много знаний у них, всё они искали подвох и рассуждали, что на такой-то и такой-то вопрос нельзя дать однозначного ответа.

В общем, горе от ума в 21 веке.

Это не дело, что умные ребята могут пострадать из-за того, что они знают больше. Приведу-ка я ещё один пример вопроса, тот самый, что и в начале статьи, только рассмотрим его с другой точки зрения.

В тексте есть фраза «незадолго до рождества». Вопрос: события текста происходят: зимой, осенью, весной или летом? 

Вы хорошо подумали?

И нечего умничать. События происходят зимой. А если вы такой умный и знаете, что во Франции сезоны принято считать не с первого числа, а с 21-22 числа соответствующего месяца, и поэтому «незадолго до рождества» — это, скорее всего, осенью… то вы останетесь с вашей великолепной эрудицией и без одного балла. К сожалению.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.