В этой статье я хочу рассказать о том, что считаю недопустимым и никогда не делаю на занятиях по французскому языку. Эти принципы сложились у меня постепенно, благодаря курсам повышения квалификации, обмену опытом с коллегами и, конечно, многочисленным занятиям – тем, которые я проводила, и тем, на которых я сама была ученицей: тренингам, курсам, индивидуальным урокам.
Итак, по моему глубокому убеждению, не надо…
1. Заставлять ученика говорить о личном, если он не хочет.
Мне встречались, например, такие задания:
— расскажите вашу историю любви,
— расскажите о вашем домашнем животном,
— расскажите о событии, которое перевернуло всю вашу жизнь…
и подобные.
С одной стороны, ученик лучше всего усваивает язык, говоря именно о себе, потому что то, что лично для вас важно, то быстрее и запоминается. Поэтому если человеку хочется рассказать что-то из личного опыта — это можно только приветствовать.
С другой… думаю, проблема понятна. Историю любви приятно рассказать, когда она приличная и кончилась хорошо (то есть – не кончилась), домашние животные есть не у всех и не все их любят, событие, которое перевернуло жизнь, тоже не у каждого найдётся и так далее. В результате ученик пытается срочно что-то придумать «не хуже, чем у других» и получает дополнительный стресс. Зачем?
Я обычно делаю так: добавляю в задание ещё вопросы. Например:
— расскажите историю любви: вашу, или ваших родителей / друзей, или персонажей с картинки (даю картинку или отрывок из комикса, можно придумать что угодно, и в плане лексики это даже интереснее). И с другими заданиями так же.
Таким образом, у учеников полная свобода: кто хочет, говорит о себе, кто не хочет – не говорит. Ведь это же элементарно: просто немного расширить вопрос, принести фотографии…
Не все, с кем я обсуждала эту проблему, со мной согласились. Вот какое мнение я услышала: «Ну и что, если ничего не вспоминается. Можно же просто придумать».
Я с этим не согласна. На мой взгляд, не стоит…
2. Заставлять ученика врать про себя.
Хотя есть люди, которые с лёгкостью придумывают такие вещи. У меня были ученики, которые выдавали целые складные истории, а потом, когда я начинала задавать вопросы в полной уверенности, что это правда, они отвечали: «Да я всё это просто придумал».))) Что ж, если человеку хочется – почему нет. Но ведь не все люди могут с ходу что-то сочинить и, к тому же, просто не всем это приятно. Зачем заставлять?
Я помню, в школе у меня был случай: я делала упражнение по английскому языку (это был второй иностранный), там были вопросы о семье, типа Есть ли у вас брат? Как его зовут? Что он любит? и так далее. У меня семья довольно большая, так что получилось ответить на все вопросы. Потом начался блок про домашних животных, которые у нас тоже были. Но вот вопросы Есть ли у вашей собаки щенки? Сколько их? Как их зовут? Что они любят делать? и ещё несколько вопросов про щенков пришлось оставить без ответа. Потом учительница сделала мне замечание: оказывается, надо было придумать что-нибудь. Мне было неприятно.
Нет, я не считаю, что ученик обязан придумывать всякое враньё про себя, если он не хочет. Но зато можно дать задание: создать некую личность, совершенно абстрактного персонажа, и отвечать от его имени. Придумывать про какого-то Альфонса Дюпона психологически намного легче, чем про себя. А если видно, что ученику трудно сочинить историю, ему просто надо помочь: подсказать пару фактов, дать ключевые слова, задать наводящие вопросы.
Ещё я против того, чтобы…
3. Заставлять обязательно выполнять «оригинальные» задания.
Они бывают разные, трудно провести грань между «нормальными» и «уж слишком оригинальными». Да и потом, люди тоже очень разные, для каждого всё индивидуально. Вот какие творческие задания мне встречались:
— спеть песню (остальные, например, должны вспомнить исполнителя),
— изобразить что-то / кого-то, придумать жесты и т. п.,
— нарисовать рисунок, придумать логотип,
— ответить на «странные вопросы» (например, «Почему у вас на голове ёж?») или придумать такие вопросы,
и т. п…
Кто-то с восторгом воспринимает их, а другие их не любят. Я искренне не понимаю, зачем в таком случае заставлять участвовать всех. Я этого не делаю. Так что кто хочет – поёт, кто не хочет – даю другое задание (например, в тексте той же песни заполнить пропуски словами). Вместо рисунка можно сделать схему или просто описание – между прочим, с точки зрения языка это намного полезнее. Либо даю такую работу в минигруппах из 3-4 человек: тогда один из учеников всегда оказывается более активным и подаёт идеи, остальные подхватывают. Если нужно, тоже подхожу и подсказываю.
Творческие задания даются, в основном, для того, чтобы разрядить атмосферу, особенно если занятие длинное. Но как, интересно, атмосфера разрядится, если некоторые будут только переживать? С аргументом насчёт того, что эти задания надо обязательно делать всем, потому что они помогают «раскрепоститься», «избавиться от проблем в общении» я не согласна: курсы французского – это не психологический тренинг. Такой стресс — лишний.
Ну а теперь поговорим об оценке ученика преподавателем. Нельзя…
4. Неадекватно оценивать ученика.
Неадекватно хорошо или неадекватно плохо. Печально, когда преподаватель игнорирует прогресс ученика. Хорошую работу нужно обязательно отметить.
Плохую, к сожалению, тоже: если работа откровенно никуда не годится, некрасиво по отношению к ученику говорить, что «всё нормально». Просто нужно сказать грустную правду вежливо, а затем объяснить, что именно следует исправить, над чем ещё поработать.
В общем, так или иначе, нужно всегда вести себя честно по отношению к ученику.
Ну и последний пункт. На мой взгляд, не слишком красиво выглядит, когда преподаватель (или, в данном случае, обычно всё-таки организатор курсов) начинает…
5. Просить ученика обязательно заполнить анкеты или написать отзывы.
Есть ученики, которые с удовольствием ответят на различные вопросы «о том, как улучшить занятие» и напишут отзыв. Это здорово. Но просить об этом всех, не разбираясь, хочется человеку или нет, на мой взгляд, не очень тактично.
Заполнение опросника и написание отзыва – для кого-то развлечение, а для кого-то – работа, и не из самых лёгких. Один ответит на вопросы анкеты за три минуты, другому понадобится час. Имею ли я право считать, что ученик обязан подарить мне этот час? Мне кажется, нет.
Анкеты и отзывы просят в основном на разных тренингах и семинарах. Причём на некоторых мероприятиях, к сожалению, это в общем-то не самое плохое начинание превращается в фарс, потому что организаторы намекают или недвусмысленно дают понять, что нужны только положительные отзывы. Это, конечно, за гранью добра и зла. Я считаю, что, во-первых, нужно поощрять максимально честные отзывы, сделав их анонимными, например; во-вторых, вообще обратная связь должна быть исключительно добровольным делом.
Вот какие принципы важны для меня. Уважаемые читатели, а теперь напишите отзыв и заполните анкету может быть, у вас были ситуации, когда на уроке, не обязательно французского языка, вы по каким-то причинам чувствовали себя некомфортно и вы не против об этом рассказать? Вы можете написать мне на адрес, указанный в контактах, я буду благодарна, если поделитесь опытом. Мне как преподавателю важно знать, какие ситуации могут быть некомфортными для учеников. Если захотите, могу добавить ваше сообщение в этой статье, не захотите – не буду.
Заранее спасибо!