wordpress themes.

Мои статьи в соцсетях — 2020

Посты в соцсетях не живут долго. Но некоторые мне хотелось бы сохранить. В них мои мысли о преподавании, работе с учениками.

Размещаю здесь важные для меня заметки за 2020 год.

Содержание.

1. В каком стиле общаться с читателями

2. Нужен ли тематический урок ко дню святого Валентина

3. Почему я считаю неэтичным называть себя лучшей

4. Носитель языка или русскоязычный преподаватель?

5. Общие советы и подходящие всем решения. Такое бывает?

6. Как выбирать задания для групп.

7. Я репетитор. «А кто же будет в школах работать?»

8. Почему я не пишу о неудачах в работе

9. Интерактивные игры, карточки, сайты. Отношусь прохладно. Почему?

10. Почему я преподаю только французский

11. Нужно ли объяснять правила чтения? Или давайте сразу читать?

12. Преподавать несколько языков, взрослым и детям… или сосредоточиться на чём-то одном?

13. Если мои уроки не нравятся ученику, что делать?

14. «Делай как я» подходит не всем

15. О пользе и вреде отзывов.

1. В каком стиле общаться с читателями

«ЖМИ ТУТ!»
Или
«Чтобы записаться, пройдите по ссылке.»
Не случайно я все время пишу о том, как важно находить учеников со схожими принципами, установками, манерой общения.
Стиль общения учителя в соцсетях способствует тому, что приходит люди, которые во многом похожи на этого учителя — автора записей, в данном случае на меня. Поэтому нет смысла писать так, как не нравится, даже если вам это советуют.
Вот поясню на примере.
Я не напишу «ЖМИ ТУТ».
Какие ученики откликнутся на такой призыв?
У меня ассоциации такие:
Прикольные
Весёлые
Ценят лёгкость
Не любят «париться»
Уверена, это очень хорошие, открытые люди, но у меня несколько другой характер.
Моя фраза — это «Чтобы записаться, пройдите по ссылке».
Мои ученики — какие?
Ответственные
Вежливые
Ценят уважение
Хотят работать
И да, конечно, одно другому не мешает, ведь можно быть человеком, который сочетает в себе все эти характеристики, почему нет?
Но для меня вторая группа качеств важнее. Надеюсь, что я и сама такая. И поэтому предпочитаю спокойный, сдержанный стиль: считаю, что он как раз отражает эти качества и импонирует людям, которые ими обладают.
Мне в голову пришло написать эту заметку после вопроса коллеги о том, как нужно писать о себе, правда ли, что нужно писать «призывы», типа «Жми!!!», «Запишись сейчас!» и т. п., а также размещать какие-то необычные и даже провокационные фотографии.
Вот, стараюсь по возможности отвечать на вопросы, которые мне задают.
Мой ответ: нужно понять, какой вы человек, и писать в соответствии с этим. Лично я такие призывы не люблю, как и обращение на «ты» и чрезмерно фамильярный стиль. Я вряд ли откликнулась бы на такой призыв, и мне было бы не очень комфортно работать с человеком, который предпочитает именно такой формат общения.
Поэтому я буду писать так, как нравится мне.
За последние годы у меня не было ни одного ученика, с которым возникло бы какое-то непонимание.

2. Нужен ли тематический урок ко дню святого Валентина

Я против того, чтобы проводить тематический урок ко дню святого Валентина.
На самом деле у меня всегда есть кое-какие заготовки к этому празднику. Но я достаю их, только если ученик САМ начинает тему.
За этим праздником стоит самая интимная и неоднозначная сторона нашей жизни: отношения. День святого Валентина — это день всех влюблённых, то есть тех, у кого отношения есть и притом такие, которые приносят радость.
Понятно, что это, к сожалению, касается не всех.
И потому чрезмерное обсуждение дня святого Валентина может вызвать болезненный укол… У тех, кто недавно расстался. У тех, кто недоволен своей любовной или семейной жизнью. У тех, у кого нет этой жизни вообще.
Я люблю этот праздник. Но так было не всегда. И понимаю тех, кто не любит.
Не моё дело — вторгаться в личную жизнь учеников. Поэтому я предпочитаю иметь два варианта для урока в этот день. Обычно те, кто счастлив и собирается праздновать, сами начинают разговор, и тогда я достаю материал с сердечками. А те ученики, кто не хочет это обсуждать по своим причинам, могут спокойно расслабиться и отвлечься.
Это, кстати, ещё один плюс частных уроков. Вы можете чувствовать себя комфортно, потому что мы будем обсуждать только те темы, которые интересны и приятны вам.

3. Почему я считаю неэтичным называть себя лучшей

Нет ли тут лицемерия?
Дорогие читатели, сегодня хочу обратиться к очень острой теме. Она касается любого из нас, кто, например, предлагает свои услуги, либо пользуется чьими-то услугами. Иными словами, получается, тема касается всех.
Речь пойдёт о предложении и продвижении своих услуг. Даже если вы сами ничего не продаёте, надеюсь, вам будет сейчас интересно, потому что наверняка вам встречались сайты, блоги или реклама примерно с такими заголовками: «Почему именно мы», «Почему вам надо обратиться к нам» или вообще «Почему мы лучшие».
Для меня такие вопросы и тем более ответы на них — лицемерие. И сейчас хочу объяснить, почему.
Начну сначала. Я считаю себя высококлассным специалистом. Вот, на мой взгляд, мои сильнейшие стороны. Во-первых, знание языка: я имею уровень С2 и ежедневно читаю и слушаю на французском. Во-вторых, стиль работы с учеником: концентрируюсь на каждом ученике, его пожеланиях, учитываю, кому что интересно, кто какие задания любит и не любит. В-третьих, горжусь своими объяснениями грамматики. Объясняю подробно, со всеми деталями, раскладываю сложное на простое.
Да, сильные стороны у меня есть. Только вот писать текст в стиле «почему именно я» никогда не стану.
Вместо этого скажу сейчас честно: я не лучший и уж тем более не единственный преподаватель, который может предложить ученикам всё то, что я перечислила.
Проверим?

-У меня есть DALF C2.
-Прекрасно, но только со мной в один день С2 сдали ещё 4 человека.
-Я каждый день сама занимаюсь французским.
-И не только я. Все, кто хочет преподавать качественно.
-Индивидуальный подход!
-Какое совпадение! Все мои коллеги, с кем я дружу, тоже за индивидуальный подход.

И так далее, не буду дальше перечислять очевидное. Да, я не единственный преподаватель, удовлетворяющий, например, этим трём критериям. Я знаю специалистов, которых считаю лучше себя. Это, например, мои учителя — не только из школы, учителя в широком смысле.
Так «почему именно я»? Видимо, потому, что вы оказались каким-то образом — возможно, случайно — на моём сайте или в моём блоге и вас устраивают мой стиль общения и мои условия. Вот и всё.
Поэтому, пожалуйста, не нужно задавать мне такие вопросы: «почему именно вы», «чем вы лучше других» и прочее. Подумайте сами, неужели в них есть какой-то смысл, кроме как проверить качество «подвешенности языка» у отвечающего?
Если вы ищете частные уроки, на мой взгляд, это именно вам нужно понять, что для вас важно, и искать преподавателя в соответствии с вашими критериями. Подумайте, что для вас важно в работе с учителем, и спросите об этом. С удовольствием отвечу.

4. Носитель языка или русскоязычный преподаватель?

5. Общие советы и подходящие всем решения. Такое бывает?

Не люблю общие советы и «подходящие всем» решения. Поэтому в конце концов я пришла к индивидуальной работе с каждым учеником, в том числе с заочниками. Считаю, что нужно слушать людей, вникать в их ситуацию и предлагать то, что подойдёт именно им.
Давайте покажу на примере.
Допустим, очень занятому человеку, который тем не менее хочет учить язык, какие общие советы обычно дают?
Например, такой: «слушайте французское радио или телевидение фоном, как можно чаще, когда делаете что-то».
Хороший совет? Неплохой.
Подходит ли это всем? Нет.
Мне, например, не подходит: не люблю лишний звуковой фон. Ни музыку, ни тем более бубнёж радио или телевидения я в своём доме иметь не хочу. Предпочитаю полностью сосредоточиться на деле, которое делаю.
Я, кстати, долго думала, как же мне, так сказать, «поставить аудирование на поток», то есть встроить в жизнь. Наконец, сообразила, что я не против слушать, когда иду по улице, а также когда делаю физические упражнения. А вот уборкой, готовкой, работой предпочитаю заниматься в тишине.
В общем, думаю, ни одна рекомендация не подходит абсолютно всем. Поэтому мне, например, намного интереснее работать индивидуально с каждым, чем с большим количеством учеников одновременно.
Для каждого — своё. Свой темп занятий, свои темы, свои материалы, даже свой стиль общения на уроке.

6. Как выбирать задания для групп.

В группах, с одной стороны, нужно обязательно вводить задания, которые отличаются от просто упражнений в учебнике, они создают атмосферу на уроке и позволяют ученикам лучше узнать друг друга.
С другой стороны, нужно избегать заданий, из-за которых ученики могут почувствовать себя неловко.
Вот мои критерии выбора.
ДА. Играть роли, которые мы играем в жизни. Покупатель, соискатель рабочего места, турист, арендатор и т.п. Тут нужна не собственно игра от ученика, а употребление необходимых слов, фраз.
НЕТ. Требовать от учеников игры помимо словесной. Ну например, чтобы они изображали что-то ещё и мимикой, жестами. Просто это не всем нравится. Кто хочет, сам что-то изобразит. Кто не хочет, не нужно.
ДА. Подготовить доклад или выразительное чтение фрагмента. Всем нам периодически приходится выступать. Впрочем, если ученик категорически хочет отвечать «с места», я не буду настаивать, хотя и объясню, почему выйти и встать перед группой эффективнее.
НЕТ. Требовать от учеников, чтобы они включали в свои выступления какие-то вещи помимо языка. Те же песни, например, или анекдоты. Если в обычной жизни человек не склонен рассказывать анекдоты, станет ли он анекдот-мастером на французском? Такие задания только по желанию, без давления.
НЕТ, НЕТ, НЕТ. Задания с взглядами, прикосновениями, ещё каким-либо чрезмерным контактом. Это НЕ для всех. За этим добро пожаловать на тренинги обаяния и ещё чего-то там.
Ну и наконец. Я прекрасно понимаю, что даже те задания, которым я говорю «да», могут кому-то не понравиться и не подойти. Навязывать никому ничего не буду. И в группах у меня нередко случались моменты, когда все ученики выполняли одно задание, а один-два делали более традиционные упражнения. Не нужно никого заставлять и ломать. У каждого свой путь к языку. Это мой главный принцип.

7. Я репетитор. «А кто же будет в школах работать?»

А кто же будет в школах работать?
Таким вопросом иногда пытаются… даже не знаю, как сказать: подколоть? пристыдить? репетиторов, которые работают на себя или на каких-то частных курсах.
Понятно, что успешный репетитор может зарабатывать намного больше, чем в школе. Да, даже принимая во внимание московские зарплаты. И всё это без нервотрёпки, с удобным графиком.
«Но если все станут репетиторами, кто же тогда будет учить наших детей в школе?» — спрашивают некоторые.
Честно говоря, не люблю этот вопрос, потому что мне это представляется перекладыванием ответственности: с государственных (!) плеч на плечи простых учителей.
В школе мне, например, было бы работать тяжело. Потому я там не работаю. Да, и кстати: я уверена, что в школе не достигла бы успеха и была бы посредственным учителем. Не хочу этого.
А думать, кто же тогда будет учить — это дело президента, министра образования и прочих государственных людей. Если же учителя начнут массово уходить из школ, не стоит волноваться, без образования никто не останется. Сразу же учителям предложат более приемлемые условия, чтобы они вернулись либо на их место пришли другие, вот и всё.
Мораль? По-моему, не нужно брать на себя лишнюю ответственность. У меня, например, есть ответственность перед моими учениками, которые ждут качественных занятий с нормальным, а не задёрганным преподавателем. Есть также ответственность перед моей семьёй и лично перед самой собой. Мне хватит.

8. Почему я не пишу о неудачах в работе

Неудачи в работе.
Бывают?
Да.
«А почему же вы о них не пишете?» — можете вы спросить.
А потому, что это неэтично. Любая неудача не только моя, но и ученика. А кому понравится, если его неприятную ситуацию будут трепать в интернете, пусть даже без имён? Лично я была бы крайне недовольна.
Поэтому, хоть мне иногда и хочется написать что-то такое поучительное, я этого не делаю. Ограничиваюсь общими советами: заниматься регулярно, делать домашнее задание, прислушаться к адекватной оценке своего уровня… Думаю, понятно, что если этого всего не делать, успеха не будет.
Конечно, нагляднее было бы, если бы я расписала, что там произошло и что в итоге получилось. «Расскажу вам про ученика Петю и про то, почему у него не получилось то-то и то-то». А в конце ещё вопрос : «Как вы считаете, уважаемые читатели, что мы с Петей сделали неправильно?»
Но нет. Ученик, которому что-то не удалось, мне разрешение на создание поучительной историйки из своей ситуации не давал.
Давайте ограничимся такими простыми истинами.
Неудачи бывают.
Нужно работать, и все получится.
Если не работать — не получится.
Репетитор и ученик могут не подойти друг другу. Это нормально: все мы люди.

9. Интерактивные игры, карточки, сайты. Отношусь прохладно. Почему?

Интерактивные игры, задания, карточки на разных сайтах. Это отличное подспорье для преподавателя и помогает разнообразить уроки.
Но при этом я отношусь к таким заданиям очень сдержанно. Есть две крайности, которые мне одинаково несимпатичны. Первая — это, конечно, вообще ничем не интересоваться, не пробовать никакие сервисы для обучения и работать по старинке. По принципу: я так училась, так же буду учить других.
Однако другая крайность также кажется мне ошибкой. На мой взгляд, слишком увлечься и превратить свои уроки в постоянное переключение между разными сервисами и выполнение тех самых интерактивных упражнений онлайн — не лучшая идея.
Объясню почему.
Прежде всего, я работаю со многими учениками, и далеко не все выходят со мной на связь при помощи компьютера. Многие сидят с телефонов и планшетов, а значит, прекрасные интерактивные упражнения могут быть просто неудобны для учеников. Опять же, не у всех мощное устройство и хороший интернет, и я уже на своем опыте убедилась, как обидно получается, когда пытаюсь отправить ученику ссылки на упражнения, а он не может их открыть. Причем обидно обоим. Нет ничего хорошего в том, что успех урока зависит от скорости интернет-соединения. Поэтому стараюсь не перегружать уроки технической стороной. На мой взгляд, профессионализм состоит не в этом. Для меня в приоритете — живое общение с учеником. Найти интересные темы для разговора, позволить человеку поговорить по-французски, развить свою мысль — вот то, что я считаю наиболее важным.
Затем, на мой взгляд, «весёлые» упражнения, где нужно, например, что-то двигать или переставлять — это всего лишь форма. И если строить занятия в основном на таких заданиях, они могут так же приесться, как и знаменитые упражнения со скобками. Любая игра и игровые моменты на уроке — это здорово, но нужно знать меру.
Наконец, я не склонна вкладывать свой труд в чужие сайты. Все сервисы, где мы, преподаватели, можем создать свои задания, по сути, ничем нам не обязаны. В любой момент любой сайт может прекратить свою работу или изменить условия сотрудничества. Поэтому я с удовольствием создам несколько таких упражнений, но вот огромное их количество — вряд ли. Предпочитаю создавать материалы прежде всего у себя на компьютере, конвертировать в пдф и размещать на разных площадках, например, одновременно на моем сайте и гугл-диске. Так я уверена, что мои упражнения всегда останутся со мной, а если что-то случится с одним из хранилищ, в другом мои документы сохранятся.
Принимая во внимание это всё, сделала для себя вывод. Онлайн-упражнения использую, но в основном вне урока, а не на нём. Использую не только свои задания, но и всё, что есть в свободном доступе.
Исключение — уроки с детьми, которым ну совсем сложно заниматься. Вот с ними да, нужно разнообразить работу, и тут различные сервисы очень помогают. Но это крайняя мера и, частно, я считаю, что не от хорошей жизни. Ребёнку интересно, да… но, если подсчитать вот это всё время, которое уходит на отправку и открытие ссылок, получается не так уж и мало.
А как же тогда проходят уроки?
Что ж, почти со всеми мы занимаемся час. Мне кажется, что дольше заниматься сложно, хотя, конечно, каждому своё. Для себя решила, что час — лучший вариант для онлайн-урока со взрослым человеком.
Обычно около половины времени мы общаемся. Что, собственно, такого может дать преподаватель иностранного языка в эпоху, когда количество доступного материала в интернете такое, что не переделать за всю жизнь? А вот что: просто говорить с человеком на языке, этого в интернете нет. Потому мы говорим. Строю разговор так, чтобы вывести ученика на темы, которые ему интересно обсудить, ведь так общение получается по-настоящему живым. Честно говоря, иногда мне кажется, что я психолог, а не препод. И горжусь тем, что ученики могут многое мне рассказать. Возможно, с кем-то мы обсуждаем проблемы, которые ученик больше ни с кем не обсуждает.
Вторую часть урока мы посвящаем сложным для ученика моментам. Я объясняю новую грамматику, или показываю, как отработать произношение, или отвечаю на вопросы ученика, если что-то было непонятно. Часто на этой второй части мы делаем видео, чтобы объяснение осталось у ученика. Именно у ученика, а не у меня.
Всё.
А как же чтение, аудирование, просмотр видео, упражнения на лексику и грамматику?
Это всё будет на дом. Ведь это такие вещи, которые ученик может делать сам. Зачем ему делать это со мной на уроке, отнимая время у таких видов работы, которые трудно выполнять без преподавателя?
Таков, в целом, мой принцип. Но при этом я не стою на нём жёстко, если ученик хочет разобрать текст, упражнение или аудирование, то мы это сделаем. Многие просят об этом, всегда иду навстречу. Я всего лишь считаю правильным дать ученику возможность — но не обязанность — заниматься на уроке в первую очередь именно тем, что он с трудом сможет сделать сам: поговорить и разобраться в непонятных моментах.

10. Почему я преподаю только французский

Только французский. Почему я преподаю только один язык.
В юности я мечтала стать полиглотом и преподавателем всех языков, которые знаю. Вот круто, думала я: утром провожу урок английского, днём французского, а вечером испанского. Я учила английский и испанский и дошла до неплохого уровня. Возможно, я могла бы даже преподавать исландский, честно предупредив, что мой собственный уровень называется «читаю со словарем». Но ввиду того, что преподавателей этого языка немного, возможно, кто-то мог заинтересоваться.
Но впоследствии я поменяла решение. В первую очередь потому, что мне хочется, занимаясь с учениками, чувствовать себя по-настоящему уверенно. Быть преподавателем, который обладает действительно глубокими знаниями о языке, которому учит. Для меня преподавать несколько языков значило бы: распыляться, не иметь времени, чтобы изучать их действительно глубоко. Боюсь, что стала бы тогда преподавателем с поверхностными знаниями.
Простая математика. У меня есть определенное количество часов в неделю на то, чтобы развивать свой язык и заодно технологии его преподавания. Язык очень легко потерять. Поэтому нужно постоянно что-то делать, чтобы этого не произошло. Регулярно читать статьи высокого уровня, смотреть фильмы и просто видео на французском. Знание языка похоже на спорт: если не тренироваться, теряешь форму.
Если бы я преподавала, например, два языка, мне пришлось бы делить время между этими языками. То есть на каждый язык приходилось бы меньше времени, а значит, неизбежно я владела бы каждым из них немного хуже.
Есть, конечно, общие моменты для любых языков, например, принципы, как учить новые слова, для всех одинаковы. Много похожих правил по грамматике. Но… пожалуй, это всё.
Конечно, можно взять дополнительное время ещё откуда-то. Но откуда? От отдыха и семьи — бессмысленно, нельзя так строить жизнь, чтобы в ней была только работа.
Можно сократить количество занятий, но тогда либо делать их дороже, либо зарабатывать меньше — опять же, смысл? Быть полиглотом и работать много, чтобы зарабатывать мало — не слишком интересно.
Да и потом, занятия для преподавателя тоже очень нужны и важны. Ведь только на занятиях я могу оттачивать свои навыки, объяснять одно и то же по-разному разным ученикам, пробовать те или иные подходы. Меньше занятий — меньше опыта у преподавателя. Нет, сокращать количество занятий — тоже не вариант.
Так и получается, что, чтобы преподавать другие языки, мне пришлось бы больше заниматься ими и меньше — французским. Этого я не хочу. Учу языки для удовольствия, отчасти — для дела, например, чтобы искать информацию. Но, конечно, моё знание, например, испанского не сравнится с французским, хотя последний раз я занималась в группе уровня В2.
А я чуть было не начала преподавать испанский, но вовремя поняла, что это ни к чему.
Такое моё мнение, хотя я восхищаюсь теми, кто может преподавать несколько языков. Однако сама пока решила сосредоточиться на французском, том более что желающих учить его — много!
Зато я всегда могу рекомендовать замечательных коллег — преподавателей других языков!

11. Нужно ли объяснять правила чтения? Или давайте сразу читать?

«Откройте учебник и прочитаем диалог!» — говорит преподаватель группе учеников, пришедших учить французский с нуля. Вернее, он говорит что-то вроде «Уре-лир-паж-сен», потому что, конечно, своё предложение произносит по-французски.
Сейчас так обычно и преподают.
Сразу начинают говорить на французском, даже с нулевиками, практически или совсем без русского языка.
Не объясняют правила чтения: ученики должны осознать их по ходу дела.
Не разбирают подробно, как устроена фраза: нужно просто запоминать фразы и говорить уже с первого же урока.
И ещё в одной группе, вполне вероятно, окажутся и те, кто пришёл учить «с нуля», и те, кто уже где-то учил французский: в школе, «но всё забыл», пару уроков с репетитором, пару раз был во Франции… И вдруг окажется, что их больше, чем тех, кто совсем с нуля.
Хорошо ли это?
Уважаемые читатели, я преподаю с 2004 года. По своему опыту могу сказать только одно: НИ ОДИН ПОДХОД НЕ МОЖЕТ УДОВЛЕТВОРИТЬ ВСЕХ. Есть, действительно, ученики, которые очень быстро схватывают суть, запоминают слова и фразы и используют их с первого же урока. Им не нужно разжёвывать правила чтения, и они умрут от скуки, если заставить их записывать правила наподобие «буква А в этом сочетании читается так-то, в этом так-то».
Но есть и другой тип людей — люди системы.
Может быть, вы как раз такой человек?
Вы не хотите читать, пока не поймёте, почему тут читается так, а тут так.
Не хотите запоминать фразы, вам нужно знать, из каких слов они состоят.
Хотите понимать, как язык устроен и работает, а не просто запомнить набор каких-то слов.
Если вы предпочитаете системный подход, представляю вам мой видеокурс «Французский. База для начинающих». В этом курсе я вместе с ученицей очень подробно разбираю то, что нужно начинающим:
Произношение и правила чтения
Как устроена фраза
Как изменяются слова
Как сопрягаются глаголы
70 уроков по 7-10 минут и возможность задавать мне, автору курса, вопросы в течение месяца после приобретения.
А ещё есть расширенный вариант: я буду проверять ваши домашние задания!

12. Преподавать несколько языков, взрослым и детям… или сосредоточиться на чём-то одном?

Что же выбрать?
Учась в университете, я думала, что на выходе стану ультра-специалистом по французскому языку, а также его преподаванию.
Буду знать все слова.
Буду уметь организовать любой урок: и для малышей четырёх лет, и для бизнесменов.
Буду также специалистом по французскому образу жизни и культуре…
Как вы понимаете, это всё не сбылось.
Возможно, я могла бы продвинуться чуть дальше, если бы, например, больше занималась. Но теперь уж как сложилось. Я училась и работала одновременно, заниматься только учёбой возможности не было.
Любые знания можно приобрести не только в учебном заведении, но и на практике, а также занимаясь самостоятельно.
Только… чем дольше я работаю, тем лучше понимаю, что невозможно объять необъятное. И приходится выбирать…

Любой преподаватель выбирает себе специализацию, скажем так, неофициальную. Все мои коллеги и я — мы все учим французскому, но… Разных людей и по-разному. Перед преподавателем есть много дорог.
Можно сосредоточиться на самом языке, его структуре, системе его грамматики, лексической сочетаемости, стилистике. Такой преподаватель незаменим в языковом вузе или для тех учеников, кто хочет серьёзно подойти к обучению и дойти до высшего уровня, например, сдать DALF, а не просто «выучить несколько фраз».
А можно, наоборот, сосредоточиться на преподавании начинающим, детям и взрослым: например, я убеждена, что тут нужен иной подход! Придумывать, как объяснить сложное простыми словами и как добиться, чтобы ученики довели до автоматизма употребление сложных структур. Углубиться в это — значит помочь «новичкам» стать «продвинутыми».
Можно направить основные силы на внешнее оформление своих уроков. Есть крутые программы и сайты, где учителя делают презентации, игры, упражнения для учеников. Разнообразить занятия и сделать их такими, чтобы ученики говорили: Вау!!! Такой преподаватель прекрасно будет работать с детьми, подростками, а также взрослыми, которым хочется нестандартных уроков, драйва.
Можно сделать упор на французский дух! Действительно, зачем говорить «Je ne sais pas», если во Франции все говорят «J’sais pas»? И каждый урок приобщать учеников к французской культуре: песни, фильмы, тенденции, модные словечки… Идеальный преподаватель для тех, кто мечтает учить французский сленг и даже мат и вообще найти во Франции много друзей и стать своим среди них!
Наконец, можно обобщить свой опыт и передать его коллегам, помочь молодым учителям организовать уроки, научить их общаться с учениками и их родителями, дать советы и поддерживать. Тоже очень хорошее дело.
Ах да, можно же ещё стать полиглотом и преподавать сразу несколько языков! С утра урок французского, в обед английского, вечером испанского. Ещё все эти уроки могут быть с одним и тем же учеником.
И, наконец, есть ещё, так сказать, сверхвыбор. Выбрать только одно направление из этих и развиваться только внутри него? Или всё-таки стараться повышать квалификацию по всем направлениям?

Мой выбор.
Преподавать французский — что это значит конкретно? В первую очередь — разбираться как можно круче в самом языке? Или в основном готовить к экзаменам? Делать уроки как можно интереснее? Передавать свой опыт молодым коллегам?
Что же решила я?
Должна сказать, что в разное время меня привлекали разные направления. Как и идея развиваться сразу во всём. Это абсолютно нормально: с опытом меняются наши приоритеты и желания.
Когда я была совсем молодым и неопытным специалистом, я хотела научиться делать всё перечисленное и, конечно, в каждом направлении стать лучшей. И при этом преподавать несколько языков.
С опытом пришло понимание, что лучше всё таки сосредоточиться на чём-то одном. Занимаясь всем сразу, я распределяю время на разные задачи, и в итоге каждому направлению достаётся минимум времени, всё получается по верхам. Тогда как можно выбрать одну линию развития и максимум времени уделять ей. Так я и решила поступить.
Разумеется, избегая излишних крайностей. Специалист, например, имеющий многочисленные и глубокие знания о языке, но не умеющий их преподать, не поможет ученикам. Тот, кто сосредоточен на помощи молодым коллегам, тоже попадает в парадокс: чем больше сил тратить на это дело, тем меньше остаётся на само преподавание, и вот специалист учит других преподавать, а сам преподаёт всё меньше…
Поэтому, разумеется, так или иначе нужно отслеживать и поддерживать все направления, однако, на мой взгляд, лучших результатов я достигну, выбрав одно из них в качестве основного.
Долгое время основной областью приложения сил для меня была организация урока. Я гордилась, что мои уроки интересны ученикам. Что в конце урока они удивляются: как, уже прошло три часа? Что им комфортно со мной. Что я придумываю разные игры, упражнения, благодаря которым можно практиковаться. Сама я заряжалась удивлением и энергией учеников.
Сейчас постепенно я перехожу в другую область: углубляю знания о языке и с удовольствием работаю с теми, кому интересен сам язык, а не просто как-то общаться на нём. Как и многим моим ученикам, мне интересно: а откуда пошло это правило? Почему passé composé образуется с двумя вспомогательными? Что такое уровни С1 и С2? Как их поддерживать? Как написать синтез или — берите выше — самую настоящую статью, которую можно опубликовать в каком-нибудь издании?
Такое глубокое изучение языка уже предполагает гораздо меньше, скажем прямо, развлечения. Для таких уроков нужно меньше, например, игр (впрочем, это не значит, что они вообще не нужны).
Здесь, однако, у преподавателя другая задача: поддерживать и развивать свой собственный уровень языка. Учитель не знает «всё», но может стремиться к этому, как к идеалу.
Мои ученики читают статьи на темы, интересные им: один по экономике, другой по психологии, кто-то вообще по медицине, в коей я не понимаю ничего. Случается и так, что ученики забывают прислать мне свои статьи заранее или просто делают домашку в последний момент. Так вот, я должна уметь прочитать сложную статью и сразу понять не просто, о чем говорится, но и мельчайшие детали. Уровень С — он именно в деталях. На уровне А вы прочитаете такую статью и поймёте, что это что-то по экономике. На уровне В ухватите общее содержание и некоторые детали. А на уровне С вы увидите всё: не только детали, но и отношение автора к ним, его намёки, отсылки к общеизвестным (для франкоговорящих!) реалиям, недомолвки, игру слов. То же относится и к аудиодокументам. Это такой уровень, который нужно поддерживать, и для этого необходимо заниматься языком каждый день. Вот что сейчас у меня в приоритете, что я развиваю… Раньше меня пугало, когда ученик вдруг говорил: «А я нашёл очень интересную статью, давайте её разберём». Теперь это вообще не проблема.

13. Если мои уроки не нравятся ученику, что делать?

Трагедия или не трагедия?
Я много писала о том, что преподаватель и ученик могут не подойти друг другу просто по-человечески. Ну не нравится этот человек, нет с ним созвучия, нет желания продолжить работу. Это бывает, это нормально, все мы люди. На мой взгляд, в этом случае лучше прекратить занятия.
Оговорюсь: конечно, можно сознательно направить силы на то, чтобы вызвать симпатию к себе у ученика. Это теоретически возможно, есть разные стратегии… Да что говорить, и среди моих знакомых есть те, кто мне сначала не очень нравился, а потом, наоборот, эти же люди вызывали у меня и глубокое уважение, и симпатию. Не знаю, стоит ли тут говорить об осмысленных действиях с их стороны или просто изменилась я сама — такое тоже возможно.
В общем, отношение к себе можно попробовать изменить и самой также попытаться поменять отношение к другому человеку. Только стоит ли? В мире столько репетиторов и учеников, что лучше тратить силы непосредственно на работу, а не психологические уловки.
И всё же при этом… не буду говорить за всех, скажу о себе. Мне неприятно знать, что меня отвергают. И предполагаю, что никому это не приятно. Знать, что ты не нравишься, что с тобой не хотят работать — как научиться не делать из этого трагедию? Расскажу о паре случаев, которые случились со мной.

Я работаю с 2004 года. Могу вспомнить два случая, когда я точно знала, что я либо мои уроки не нравятся ученикам. В одном случае речь шла об одной из первых групп в университете, где я преподавала. Сейчас понимаю, что ошибочно выбрала с ребятами французский учебник с упором на разговорную речь, что практически бессмысленно при одной паре в неделю. Лучше было честно признаться себе и студентам, что разговорную практику они получат по минимуму, зато я могу дать им базу. Впрочем, там был ещё целый клубок проблем, связанных и с организацией, и с их посещением… Однако, когда я узнала, что студенты считают пары со мной бесполезными — это была одна из самых неприятных минут для меня.
Второй похожий случай произошёл немного позже, с частной ученицей. Собственно, с ней я провела только один урок, с моей точки зрения — очень даже плодотворный. Но вскоре после этого мама ученицы отказалась от занятий, объяснив, что девочке очень нравилась её бывшая учительница, а я ей «вообще никак».

Что делать в таких случае, если с тобой не хотят работать?
Конечно же, то, что легко сказать, но трудно сделать: самое главное — не расстраиваться. Эти ситуации — как раз таки повод вспомнить о том, что все мы разные, все мы люди, у каждого свой стиль общения, мы можем не подойти друг другу. В случае со студентами (о них выше) были объективные причины для их недовольства, там был смысл подумать, как исправить ситуацию. Кстати, я попыталась это сделать, но уже ближе к концу их курса, однако мы расстались всё равно намного более довольные друг другом. В случае с девушкой, а было это почти десять лет назад, я даже сейчас, уже как более опытный преподаватель, считаю, что не совершила никакой ошибки. То, что ей не понравилась лично я — не является объективной причиной для прекращения занятий, это область личных симпатий и личных отношений. Хорошо, что мама девочки пошла ей навстречу и, видимо, они нашли другого специалиста. Иначе нас ждали бы вымученные уроки, где я стараюсь как-то достучаться до ученицы, а она либо из чувства протеста забивает на занятия вообще, либо занимается через силу… Хотя возможно и иное: мы могли притереться друг к другу.

Стараюсь относиться нормально к таким вещам, но именно — стараюсь. Это тяжело. Поэтому я помогаю себе принять эти ситуации такими вот рассуждениями.
1. Говорю себе: «Разве ты сама любишь всех людей, с кем тебе приходится работать, общаться или просто — с кем случайно пересекаешься по жизни?» Это не так.
2. Бессмысленно, пытаясь понравиться кому-то, изображать из себя некую иную личность. Банальный совет «будь собой» повторяют столь часто именно потому, что это правильно. Быть кем-то другим невозможно постоянно, я устану, а человек, ради кого я притворяюсь, всё равно поймёт, что что-то не так.
3. Ну и наконец, такие случаи — повод для развития. Почему ушёл тот или иной ученик? Только из-за личных симпатий или есть и объективные причины? Я не люблю критику, провалы, неприятности. Да, не люблю и даже не верю, что кто-то такое любит. Но при этом понимаю, что периодически такие встряски помогают идти дальше или поправить что-то. Критика — это всё равно что осмотр у врача, когда ты, затаив дыхание, ждёшь, что там тебе скажут: всё нормально, приходите на обследование через год или… что-то другое. Нет тут ничего приятного, но это нужно…
Нужна и критика в работе…

Почему я решила вспомнить свои ошибки?
Потому что замахнулась на очень серьёзную цель: помочь людям поддерживать высокий уровень языка. Речь идёт о моём новом курсе «Работаем на уровне С». Да и другие вещи, которыми я занимаюсь, это не только «так, поумничать о системе глагольных форм и почитать Гюго»: ЕГЭ, DELF, DALF…
Такая амбициозная цель интересна мне и, надеюсь, я смогу быть полезной ученикам.
Почему я решила, что могу этим заниматься?
Я сама подготовилась к DALF C1, DALF C2.
Читаю по-французски спокойно. Меня не смущает, если ученик вдруг принёс на урок новую статью, которую хочет разобрать, или отрывок из книги.
Также вряд ли будут проблемы с тем, чтобы послушать и понять видео.
Я начала, пусть и с трудом, записывать свои видео на французском.
И писать на нём тоже. Но пишу только от руки. Пытаюсь перейти на компьютерный набор, ведь с рукописным текстом много не сделаешь.
Главное, я поняла, как можно заниматься, чтобы не потерять все эти навыки.
Так вот, всё это, конечно, очень круто, но ещё круче — когда специалист, пусть даже самый прокачанный, помнит о том, что он может ошибаться, чего-то не знать и где-то не преуспеть.
К сожалению, чем опытнее специалист, тем тяжелее его ошибки. Ну как я могла навредить во времена моего студенчества, когда помогала с домашним заданием? Ну не сделали домашку, допустим, получил ребёнок в школе два. Какой ужас.
А сейчас? ЕГЭ влияет на судьбу. От результатов зависит, в какой вуз может пойти ученик, сможет ли он учиться именно там, где хочет. Потери для семьи огромные, если ученик недополучил баллы на ЕГЭ: сколько там стоит семестр в топовых вузах? Мои ученики, надо сказать, в основном хотят в МГУ или ВШЭ.
Ответственность больше. Цена ошибки больше. Больше стресса. Больше мыслей: а вдруг они провалятся ИЗ-ЗА МЕНЯ?
Именно поэтому ограничиваю количество учеников. Я убеждена: работать нужно индивидуально и как следует, если перед учеником стоит серьёзная цель.
И я не набираю только одних тех, кто готовится к экзаменам. Всегда рада ученикам, кто хочет поумничать о системе глагольных форм и почитать Гюго.

14. «Делай как я» подходит не всем

«Делай как я, и достигнешь того же»?
Все люди разные. И, кажется, это очевидно, но на самом деле никто не думает об этом как следует. Вроде мы все знаем, что люди разные, но такое впечатление, что не всегда мы это чувствуем в полной мере. Фраза «все люди разные» стала банальной, заезженной… настолько, что зачастую мы забываем о том, что так и есть.
Все люди разные, и именно поэтому то, что работает для одного, не работает для другого.
Наверняка вы слышали фразы наподобие таких: «Я похудела за три месяца почти без усилий», «Мне удалось найти крутую работу почти без навыков», «Я живу на берегу моря и зарабатываю дистанционно от 100к», ну и наконец: «Я за полгода выучил(а) язык до уровня В2».
Прекрасные результаты! Мы не рассматриваем сейчас случай, что авторы данных высказываний прививают. Всё это может быть правдой, почему нет? Но это не значит, что каждый так может. И это нормально.
Бывает и способность быстро осваивать языки. Да, бывает. А иначе почему в одной группе, с одним преподавателем, кто-то понимает всё ещё до объяснения и скучает, а с другим учеником нужно проработать одно и то же несколько раз.
У каждого свой ритм, свои стартовые условия, свои возможности. Мне кажется, лучше меньше смотреть на других и больше на себя. Если вам нужен какой-то результат, чужой опыт, конечно, может немного помочь, дать какие-то идеи. Но именно идеи, которые вам нужно будет примерить на себя. Главное всё-таки — обратиться к себе: МНЕ это подходит? МНЕ нужно это делать? как именно МНЕ добиться нужного?
Наставничество, основанное лишь на примере лидера и предложении скопировать его путь, мне кажется бесперспективным. Поэтому я рада помочь ученикам оценить именно их ситуацию, способности, возможности, желания. И работать с ними так, как это удобно им.

15. О пользе и вреде отзывов.


Друзья, пришло время мне высказаться по поводу так называемых «отзывов», а по факту — просто писем моих учеников, в которых они пишут мне о своем успехе на экзаменах и которые они любезно разрешили мне выставлять на всеобщее обозрение.
Хотя мне приятны их письма и хочется похвастаться результатом, поделившись ими в соцсетях, мне важно остаться честной до конца.
Вот что я думаю. Никакие «отзывы» не помогут вам составить правильное впечатление о преподавателе и о том, будет ли для вас комфортно с ним работать, и будет ли результат.
Преподаватель — это личность, которая кому-то может нравиться, а кому-то нет, начнём с этого. Если кто-то из учеников написал про меня: «это лучший преподаватель», то это означает всего лишь, что данный ученик считает меня лучшей из всех других преподавателей, которых он знал, а возможно, он вообще никаких других преподавателей не знал.
То, что некий ученик или ученица сдал(а) DALF C1 почти на 80 баллов, не означает, что кто-то другой сдаст на такой же результат. Это всего лишь означает, что одному человеку это удалось и он молодец. Неизвестно, кстати, какую роль в этом сыграла именно я, правда? Потому что многие из учеников, что были у меня, могли бы сдать эти экзамены и без дополнительных занятий. Они уже прекрасно владели языком благодаря школе или университету…
Это, кстати, то, с чего мы обычно начинаем работу: если я вижу, что ученик уже может идти и сдавать, я ему об этом и говорю. Часто ученики принимают решение всё же заниматься, чтобы в итоге набрать побольше баллов.
Почему я решила написать об этом? Потому мне не раз советовали обязательно «публиковать отзывы», а я никогда не хотела этого и даже не могла сформулировать, почему. Какое-то мне в этом виделось лицемерие. Теперь получилось выразить словами мои сомнения.
Не хочу создавать впечатление, что одного моего присутствия достаточно, чтобы ученик полюбил французский, сдал В2 или С1, переехал во Францию и т.п. Недостаточно. В первую очередь работаете вы, и от ваших усилий зависит результат. Пожалуйста, помните об этом. Да, я даю всё, что могу и знаю. Но дело ученика — взять это и использовать.
Теперь, когда я осознала и даже написала об этом, мне стало легче и я чувствую себя честным человеком. 🙂
А буду ли я и дальше «публиковать отзывы»? Да, потому что уже вошла во вкус, это приятно. Успех всегда приятен, так что почему бы не поделиться? Все радуются, всем хорошо. Но буду и напоминать, что успех приходит в первую очередь благодаря труду, и только во вторую-третью-десятую очередь — благодаря преподавателю, которого, напомню, я советую выбирать, исходя из личных ощущений, а не чужого мнения.
Успехов вам!

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.