Сравнения во французском

Обманчиво простая тема. И, честно говоря, не самая любимая для меня. Кажется, что все предельно просто, а вот когда начнёшь разбираться, увидишь много деталей. Если вы хотите не только разобраться в том, как строятся фразы со сравнением, но и потренировать его, приглашаю вас на заочный курс по сравнению. Пишите мне на fra7220@gmail.com.

Что ж, давайте разберемся. Какие бывают сравнения.

Для начала подумаем, а что вообще можно сравнивать. Это очень важно для понимания темы.

Во-первых, мы можем сравнивать признаки предметов, насколько они выражены. Иными словами, строить сравнение с прилагательным.

Например:
«Эта книга более интересная, чем другая.»

Читать дальше »

О письменной части В1

На письменной части В1 чаще всего встречается три типа заданий.

Первый — личные дружеские письма или запись в личном дневнике.

Второй — «письма читателей» в журнал или письма преподавателю, организатору какого-либо события и т.п.

И третий вариант — эссе-сочинение, которое не должно оформляться как письмо. Разберем все виды работ отдельно.

А если вы хотите потренироваться писать такие письма, а также другие аспекты В1, приглашаю вас на подготовку: в рамках частных уроков или заочно.

Личные письма или запись в дневнике.

Примером такого задания может быть: Vous vous êtes brouillée avec votre meilleur(e) ami(e). Vous écrivez dans votre journal intime pour parler de ce qui s’est passé et de vos sentiments (160-180 mots).

Или: Vous êtes en France dans une école de langues. Vous écrivez une lettre à votre ami(e) francophone pour parler de vos activités et de la ville où vous êtes (environ 180 mots).

Здесь перед нами «личные» письма. Вот основные правила, как написать их на высокий балл.

1. На В1 пока не требуется оформление шапки письма. Поэтому обращения к другу будет достаточно. Обращение пишется на отдельной строке, после него ставится запятая:
Cher Paul,

2. Не забывайте, что если вы придете личное письмо, есть определённые правила вежливости:
— в начале письма задать вопрос вежливости («J’espère que tu vas bien»), т.н. ссылка на предыдущие контакты («Merci pour ta dernière lettre!»).
— в конце выразить надежду на продолжение переписки, написать фразу прощания и подпись. Например, такой конец.
Écris-moi vite!
Amicalement,
Anne.

3. В задании обычно даётся несколько дополнительных вопросов (например, parlez de vos activités et de la ville où vous êtes). Нужно ответить на все!

4. Что касается слов, если указано 160-180 mots, то нужно написать не менее 160 слов. Если указано environ 180 mots, то не меньше 162 слов (180-18%). За большее количество слов оценка не снижается.

5. В вашем письме обязательно должно быть:
— описание каких-либо событий, фактов,
— ваши мысли, мнения, чувства.
Дело в том, что вашу способность описывать факты и способность высказывать мнение оценивают отдельно, поэтому, если по какому-то критерию нет материала, за этот критерий ставится 0.

5. В письме обязательно должны быть абзацы, а также т. н. коннекторы — связующие слова (pourtant, et puis, mais, en plus и т.п.).

Письма на В1 в журнал, на форум либо преподавателю, организатору и т.п.

Задание может иметь такую, например, формулировку.
Voua écrivez à la rubrique «Courrier des lecteurs» de votre magazine préféré pour parler de votre école et des activités que vous faites après les cours.

1. Здесь, как я напоминаю, пока не требуется полноценная шапка, достаточно обращения, которое пишется на отдельной строке. После обращения ставится запятая. Далее вы продолжаетe с новой строки и с заглавной (большой) буквы.

Например, обращение к преподавателю, организатору и т.п.:
Monsieur,
К читателям журнала:
Chers lecteurs,
К посетителям форума:
Bonjour,

2. Далее необходимо создать введение, в котором вы описываете вопрос, о котором будете говорить. Вы можете сослаться на документ (журнал, объявление), где задан вопрос, на который вы отвечаете. Часто такой документ есть в задании. Например, объявление в журнале о том, что читателей просят прислать письма на ту или иную тему.

3. В таких заданиях обычно нужно высказать мнение по какому-либо вопросу, реже — рассказать некую историю. В любом случае помните, что в вашем сочинении должны быть:
— ваше мнение и/или ваши чувства
— факты

Напоминаю, что этот материал: факты и чувства/мнения, оцениваются в разных критериях. Если у вас будут только факты, то по критерию «способность выражать мнение» будет 0. Если будет только мнение, без примеров (например: Я считаю, что машины в центре нужно запретить, что надо делать пешеходные улицы, а ещё надо… — только предложения без каких-то фактов), то будет 0 за способность излагать факты.

Чтобы ваш текст получился логичным, в нем должны быть:
— абзацы
— связки с помощью коннекторов.

В конце текста необходимо заключение, в котором вы можете резюмировать, но другими словами, основную идею вашего сочинения.

Эссе

Эссе — это задания, где вы должны высказать свое мнение, но при этом вам не дается никакой конкретной ситуации, то есть вы не пишете «кому-то», у вас просто есть тема и нужно написать текст.

Например, такое задание: Quels sont, à votre avis, les événements les plus importants du XXème siècle?

В эссе не нужно ни к кому обращаться, вы сразу начинаете с введения.

Эссе должно иметь такую структуру:

Введение: вы ставите проблему, объясняете, почему она важна.

Основная часть: вы приводите свои аргументы и подтверждаете их примерами.

Заключение: вы очень кратко и другими словами резюмируете то, что было сказано.

Мои статьи в соцсетях — 2020

Посты в соцсетях не живут долго. Но некоторые мне хотелось бы сохранить. В них мои мысли о преподавании, работе с учениками.

Размещаю здесь важные для меня заметки за 2020 год. Почитайте их, если думаете, с каким репетитором вам лучше заниматься. Эти заметки — о самых общих принципах. Если они у нас одинаковые, то, вполне вероятно, вам было бы комфортно заниматься со мной.

Содержание.

1. В каком стиле общаться с читателями

2. Нужен ли тематический урок ко дню святого Валентина

3. Почему я считаю неэтичным называть себя лучшей

4. Носитель языка или русскоязычный преподаватель?

5. Общие советы и подходящие всем решения. Такое бывает?

6. Как выбирать задания для групп.

7. Я репетитор. «А кто же будет в школах работать?»

8. Почему я не пишу о неудачах в работе

9. Интерактивные игры, карточки, сайты. Отношусь прохладно. Почему?

10. Почему я преподаю только французский

11. Нужно ли объяснять правила чтения? Или давайте сразу читать?

12. Преподавать несколько языков, взрослым и детям… или сосредоточиться на чём-то одном?

13. Если мои уроки не нравятся ученику, что делать?

14. «Делай как я» подходит не всем

15. О пользе и вреде отзывов.

Читать дальше »

Согласование времён. Что это и зачем

Русский язык обходится, можно сказать, четырьмя формами времён. У нас одно настоящее время: я иду, я читаю, я делаю. Одно прошедшее, правда, нужно учитывать, что русские глаголы имеют категорию вида, то есть могут означать завершённое действие (я сходила, я прочитала, я сделала), так и незавершённое (я шла, я читала, я делала). И, наконец, в русском языке, можно сказать, две формы будущего времени: одна из них совершенного вида (я пойду, я прочитаю, я сделаю) и другая — несовершенного, образуется при помощи вспомогательного глаголы «быть»: буду идти, буду читать, буду делать

Этого небольшого количества форм нам хватает. Во французском языке всё совершенно не так. В статье я расскажу о согласовании времен, а если вы хотите отработать его и научиться делать согласование, не задумываясь о нем, приглашаю вас на заочный курс «Согласование времен«.

Во французском очень важно показать, когда именно произошло то или иное действие и какова хронология действий.

Например, по-русски мы спокойно говорим так:

Я вышла из дома, но забыла папку, и я вернулась за ней, но автобус уже ушёл.

Мы используем глаголы в прошедшем времени, все они совершенного вида. Все глаголы стоят в одной и той же форме. При этом нам совершенно очевидна хронология действий: человек забыл папку, вышел, вернулся, автобус уехал, после этого человек снова вышел (это понятно из контекста).

Всё понятно благодаря контексту, и всё-таки во французском языке такая фраза невозможна. Во французском очень важно подчеркнуть, что действие было до другого действия или, наоборот, будет после какого-то действия. Это и есть согласование времён.

Если объяснять эту логику просто, я бы сказала так: согласование времён — это когда вы при помощи глагольных форм показываете, что действие было одновременно, до или после какого-то другого действия.

Для того, чтобы понять, какие же формы нам нужно использовать, очень важно такое понятие, как «точка отсчёта». В бытовом разговоре точкой отсчёта обычно является сам момент этого разговора. Например, я встретила друга и говорю ему:

Сейчас ходила в магазин, вот домой иду, потом буду готовить обед.

Почему я сначала употребляю прошедшее время, затем настоящее, затем будущее? Потому что первое действие случилось до момента нашей встречи и беседы, второе происходит одновременно с ней, а третье произойдёт после. Все эти времена мы располагаем вокруг «момента сейчас». Такая ситуация в грамматике называется «план настоящего».

При «плане настоящего» во французском языке нам не надо напрягаться, потому что следует использовать те же времена, что и в русском: прошедшее (passé composé), настоящее (présent), будущее (futur proche или futur simple).

Je suis passée chez le boulanger, maintenant je rentre chez moi et puis je vais préparer à manger.

Иначе получается, если мы рассказываем о каких-то событиях в прошлом. Давайте представим, что о встрече с другом я рассказываю маме уже потом. Тогда я скажу:

Встретила Аню. Она шла из магазина. Сказала, что вчера приехала и скоро опять уедет.

В этом случае точкой отсчёта у нас является не сам момент беседы, а тот момент в прошлом, о котором мы рассказываем. В русском языке времена строятся вокруг этого момента. Даже будущее время не совсем адекватно: это будущее по отношению к моменту нашего разговора с Аней. В тот момент, когда я это говорю, Аня могла уже уехать. Но в русском языке всё равно употребляется будущее время.

Такая ситуация в грамматике называется «план прошедшего».

План прошедшего — это рассказ в прошлом, где мы строим повествование не вокруг момента «сейчас», а вокруг какой-то ситуации в прошлом.

Чаще всего план настоящего или прошедшего определяется первой фразой текста. Если начало у нас в настоящем времени — значит, план настоящего. Начало в прошедшем времени (passé composé или imparfait) — значит, план прошедшего.

И во французском языке в плане прошедшего не употребляются никакие «обычные» времена настоящего: ни présent, ни futur proche / futur simple.

Какие же времена следует употреблять?

Если мы начали рассказ в плане прошедшего, то выбор времён подчиняется такому правилу.

Если другое действие происходит одновременно с действием, с которого мы начинаем рассказ, то мы используем imparfait.

Например, простейшая фраза:

Мой друг сказал, что ему нравится этот фильм.

Переводим на французский: Mon ami a dit… Мы начинаем с прошедшего времени — passé composé, значит, имеем дело с планом прошедшего. Из этого следует, что во французском языке дальше употреблять настоящее время нельзя.

В тот момент, когда мой друг мне это говорил, он как раз любил этот фильм. То есть действие «любить» произошло одновременно с действием «говорить». Поэтому следует употребить imparfait.

Mon ami a dit qu’il aimait ce film.

Если действие уже произошло до другого действия, с которого мы начинаем рассказ, то следует передать его при помощи plus-que-parfait. Например, мы хотим перевести фразу: Мой друг сказал, что он уже смотрел этот фильм.

В этом случае действие «смотреть» уже произошло до действия «сказать». Поэтому при переводе глагол «смотреть» следует употребить в plus-que-parfait.

Mon ami a dit qu’il avait déjà regardé ce film.

Наконец, если действие совершится позже того действия в прошлом, с которого мы начинаем рассказ, то следует употребить futur dans le passé. Например: Друг сказал, что посмотрит этот фильм потом.

В этом случае «посмотрит» наступит после «сказал». Переводим при помощи futur dans le passé.

Mon ami a dit qu’il regarderait ce film plus tard.

Мои тесты на грамматику

Простые учебные тесты, которыми может пользоваться любой учитель или ученик!

Приглашаю на занятия по грамматике, чтобы не только разобраться в правилах, но и довести до автоматизма употребление соответствующих форм!

Образование Conditionnel présent https://forms.gle/LY4ehXsPGLc1rFS88

Concordance des temps de l’indicatif (test simple) https://forms.gle/VYDmtpz51uEbNUyCA

Concordance des temps de l’indicatif (avancé) https://forms.gle/RpZ7rvaGs7dbWdrp8

Образование passé composé https://forms.gle/sjyv3Dn2qUZVoPbPA

Альтернативная классификация глаголов по типу спряжения в présent

Итак, распределение глаголов по трем группам спряжения — видимо, самая удобная классификация, и всё же она имеет существенные недостатки. Как же ещё можно распределить глаголы по типам спряжения?

Есть и другие предложения по классификации французских глаголов. Рассмотрим сейчас принцип распределения глаголов по типам спряжения в зависимости от изменений в корне. А если вам никак не даются глаголы и вы постоянно вспоминаете формы, когда говорите, и делаете ошибки, приглашаю вас на курс «Спряжение глаголов в présent».

Хотите записаться на курс по отработке спряжения глаголов в présent? Напишите мне на fra7220@gmail.com

Перед тем, как начинать, полезно ответить на вопрос: а почему вообще сложно спрягать глаголы? Ведь окончаний не так уж много. В первой группе, как мы помним, -e, -es, -e, -ons, -ez, -ent. Во второй: -s, -s, -t, -ons, -ez, -ent. В третьей — то же самое! Только несколько глаголов (vouloir, pouvoir) с местоимениями je, tu имеют не окончание -s, a -x.
Видов окончаний очень мало! Для местоимений nous, vous, ils окончания практически всегда одинаковы. Для местоимений je, tu, il — всего три набора окончаний.

Конечно, эти закономерности нарушаются из-за неправильных глаголов. Так, один глагол имеет для местоимения nous окончание не -ons, а другое. Это глагол être — nous sommes. Три глагола имеют с местоимением vous окончание -es вместо -ez.

Dire — vous dites
Être — vous êtes
Faire — vous faites

Четыре глагола с местоимением ils имеют окончание -ont вместо -ent.

Avoir — ils ont
Être — ils sont
Aller — ils vont
Faire — ils font

Но эти исключения затрагивают в основном только «самые неправильные» глаголы. А вообще, окончаний глаголов совсем мало. Так почему же тяжело выучить спряжение?

Читать дальше »

Как избавиться от ошибок

Вы хорошо говорите по-французски: спокойно можете объяснить, что вам нужно, понимаете собеседника, можете общаться на отвлечённые темы… Но есть проблема: много ошибок. Не те предлоги. Не там местоимения. Неверный порядок слов. И другие подобные ошибки.

Скорее всего, когда вы учили язык, самым важным для вас было научиться говорить. Это замечательно! Но, к сожалению, когда вы стремитесь «просто говорить, во что бы то ни стало», часто не остаётся времени на то, чтобы учиться говорить именно грамотно.

Краткие заочные курсы по грамматике

Однако, если вы рассчитываете именно полноценно общаться во франкоговорящей среде или просто хотите круто знать французский, от ошибок нужно избавляться. Посмотрим, как именно. Несколько советов.

Читать дальше »

Спряжение глаголов в présent. Традиционная классификация и её недостатки

Французский — язык глаголов. Именно глаголы во французском языке доставляют ученикам больше всего хлопот: они спрягаются в разных временах, часто спряжение нужно просто заучивать. Сложно?

Да, к сожалению, не всегда это просто. И всё же французские глаголы — это отнюдь не бессистемное нагромождение форм, которые нужно просто вызубрить. У глаголов есть своя логика, нужно только её найти. Давайте подробно проанализируем спряжение французских глаголов в настоящем времени: разберём всё.

Хотите записаться на курс по отработке спряжения глаголов в présent? Напишите мне на fra7220@gmail.com

Краткие заочные курсы по грамматике

Читать дальше »

Почему во французском так сложно освоить глаголы движения?

Действительно, почему сложно? Наверное, тем, кто уже давно изучает язык, это кажется странным, ведь глаголы движения изучаются на начальном этапе и трудности, которые у нас с ними были, постепенно забываются.

Однако это факт: освоить французские глаголы движения нелегко. И объясняется он просто: практически ни у одного русского глагола движения нет прямого соответствия во французском.

Краткие заочные курсы по грамматике

Французский язык вообще совершенно по-другому представляет себе систему движения, отражает совершенно другие значения, нежели русский язык. Подробнее об этой разнице можно почитать в книге В. Г. Гака «Беседы о французском слове» — есть целый раздел, посвящённый глаголам движения, на базе которого я и подготовила эту статью.

Рассмотрим кратко, в чём же состоит разница с русским языком.

Подумайте, какие глаголы движения приходят вам на ум в первую очередь?

Читать дальше »

Французский язык для специальных целей. На примере подготовки к ОГЭ.

Один из курсов повышения квалификации, который я проходила в Торгово-Промышленной палате Парижа, был посвящён FOS — Français sur objectifs spécifiques — преподаванию французского для специальных целей.

Что это такое? Дело в том, что обычно ученики приходят к преподавателю с целью просто «учить язык», иными словами, развивать свои умения общаться на этом языке. Общаться в широком смысле: беседовать, читать, слушать, писать письма… Это довольно стандартная ситуация, и именно под такой запрос заточено большинство учебников: все они предлагают материал для развития нужных умений и основные темы, которые могут понадобиться в общении современному человеку. Когда ученик хочет развивать все направления языка «для жизни, для общения», имеет смысл взять для работы учебник и уже к нему добавлять другие нужные материалы.

Но что если ученику нужно нечто совсем другое? Особенно часто это связано с профессиональными запросами. Например, компания должна представить свою продукцию на выставке во франкоговорящей стране. В этом случае компании нужно, чтобы представители могли рассказать посетителям о продукции, её характеристиках, принять заказы от клиентов, познакомиться с новыми партнёрами…

Читать дальше »